О проведенном в Общественной палате Российской Федерации семинаре-совещании по вопросу деятельности Общественных советов при ФОИВах
27 мая 2016
Уважаемые коллеги!
Сегодня в Общественной палате Российской Федерации состоялся семинар-совещание по вопросу деятельности Общественных советов при ФОИВах, в котором приняли участие Министр Российской Федерации М.А. Абызов и Секретарь Общественной палаты Российской Федерации А.В. Бречалов.
Председатель Общественного Совета Минтруда Е.А. Тополева-Солдунова, Статс-секретарь–заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.Н. Пудов, Секретарь Совета Ф.И. Воронин также приняли участие в данном заседании.
Информационное сообщение по итогам проведения данного семинара-совещания представлено ниже.
Михаил Абызов: деятельность общественных советов должна соответствовать общественной повестке
В Общественной палате РФ обсудили продолжающуюся «перезагрузку» общественных советов при министерствах и ведомствах и планы по определению эффективности их деятельности. 31 мая стартует процесс формирования советов при четырех государственных структурах.
Ключевая функция общественных советов при министерствах и ведомствах – это общественный контроль, и важно, чтобы деятельность советов соответствовала общественной повестке, заявил министр по делам Открытого правительства Михаил Абызов. «Общественный совет – это структура, которую мы создаем не для «галочки». Не для того чтобы просто отметиться и сказать, что у нас есть какая-то общественная площадка, которая работает при министерстве или ведомстве. В принципе, мы понимаем, что активно и качественно работающий общественный совет – это, вообще, структура неудобная, некомфортная. И таковой она должна быть. Это не означает, что она должна быть скандальной и деструктивной», – подчеркнул министр.
По словам Абызова, примерами структур, которые работают не для проформы, являются сегодня советы при Министерстве труда и социальной защиты РФ и при Министерстве энергетики РФ: работа этих советов и их взаимодействие с чиновниками выстроена таким образом, что даже если совет «заворачивает» какие-то нормативные акты, то это не вызывает отторжения со стороны министерств.
Абызов подчеркнул, что одной из проблем сегодняшних общественных советов является слишком большое количество нормативных актов, которые выносятся на обсуждение. Это, по словам министра, приводит к тому, что совет штампует решения по актам, которые он даже не обсуждал. В итоге под этим «штампом» стоят подписи людей, которые как бы подтверждают качество этого документа. Лучше отложить документ, чем девальвировать качество общественной экспертизы, заявил Абызов. Советам нужно отбирать общественно значимые нормативные акты, которые будут проходить процедуру «нулевого» чтения совместно с профильными комитетами Общественной палаты РФ (ОП РФ), говорит министр.
Необходимо наладить более тесное сотрудничество между ОП РФ и общественными советами в проведении «нулевого» чтения общественно важных законопроектов, говорит секретарь федеральной Общественной палаты Александр Бречалов. Он считает, что новый порядок формирования общественных советов, построенный на принципах открытости и публичности, доказал свою актуальность. По словам Бречалова, было непросто внедрить правило, предполагающее, что один человек может состоять только в одном консультативном органе, но сегодня большинство общественных советов уже сформированы именно таким образом.
Сегодня идет процесс определения критериев эффективности работы общественных советов, говорит председатель Комиссии ОП РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидия Михеева. Здесь не должно быть формального подхода, подчеркнула она. «Если в деятельности ведомства все-таки все более или менее благополучно, и немалая заслуга в этом членов общественного совета, которые были бдительны, неравнодушны, активно принимали участие в деятельности министерства, давали рекомендации, вовремя подмечали те или иные ошибочные решения, то вот же он – хороший общественный совет», – говорит Михеева.
Согласно предложениям экспертов, деятельность общественного совета считается эффективной, если ведется в строгом соответствии с действующим законодательством, если она отвечает целям и задачам общественного контроля, ведется на основании принципов открытости и публичности, осуществляется на высоком экспертном и профессиональном уровне, если члены совета не допускают нарушений этических и моральных норм, совет имеет широкий уровень участия в работе ведомства, а его деятельность обеспечена доверием граждан (советом должны быть прежде всего довольны те НКО, представители которых являются его членами, а также те граждане, которые стоят за этими НКО, поясняет Михеева). Кроме того, работу совета предлагается считать эффективной, если в течение периода его деятельности принимаемые ведомством акты не вызвали существенной негативной реакции со стороны граждан и организаций.
31 мая стартует прием заявок в общественные советы при Министерстве здравоохранения РФ, Федеральной службе по интеллектуальной собственности, Федеральном агентстве воздушного транспорта и Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
«Перезагрузка» общественных советов продолжается с 2015 года. Согласно новым правилам формирования общественных советов, 75% состава новых советов формирует ОП РФ, а 25% – Экспертный совет при Правительстве РФ. По новым правилам уже сформированы общественные советы при Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, Министерстве транспорта РФ, Министерстве по делам Северного Кавказа, Министерстве спорта РФ, Федеральном агентстве по туризму, Федеральной таможенной службе и Федеральном агентстве по делам молодежи.
Система независимой оценки качества деятельности общественных советов при министерствах и ведомствах будет введена уже в 2016 году.
АВТОР: Георгий Иванушкин