26 мая 2016 года состоялось заседание итоговой Коллегии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии,
31 мая 2016
Уважаемые коллеги!
26 мая 2016 года состоялось заседание итоговой Коллегии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, посвященное результатам деятельности ведомства в 2015 году и основным задачам на 2016 год.
В работе приняли участие представители Аппарата Правительства РФ, федеральных органов исполнительной и законодательной власти, экспертного сообщества, крупных бизнес-структур и ведущих предпринимательских объединений и отраслевых ассоциаций.
Открыл заседание Министр промышленности и торговли России Д.В.Мантуров.
В своем вступительном слове он отметил, что для Росстандарта 2015 год был юбилейным и насыщенным на знаковые события, поблагодарил коллектив агентства за интенсивную, качественную работу, результаты которой, непременно, отразятся на технологическом уровне нашей промышленности.
Мы вместе достаточно оперативно реализовали комплекс мер, необходимых для принятия важнейшего закона «О стандартизации в Российской Федерации». Это очень сильный документ, что уже признали эксперты Европейского союза, рекомендовавшие его использование в качестве эталона.
В полном объеме Закон заработает 1 июля, и пока есть время необходимо донести до бизнеса смысл всех изменений, дать четкое понимание, почему стандартизация – это один из ключевых элементов новой промышленной политики. В этой связи, прошу вас особое внимание уделить работе по информированию и активному вовлечению в процесс разработки национальных стандартов отечественных компаний и объединений», - сказал Глава Минпромторга.
Д.В.Мантуров подчеркнул, что «мы находимся только на начальном этапе реформирования российской системы стандартизации. Большая работа предстоит в части гармонизации с международными стандартами. Нам необходимо это для устранения существующих барьеров во внешней торговле, ускоренной интеграции с региональными и глобальными рынками, повышения конкурентоспособности наших компаний в мировом масштабе. При этом мы не должны ориентироваться на текущий уровень технологического развития, а играть на опережение».
С центральным докладом на заседании коллегии выступил Руководитель Росстандарта А.В.Абрамов. Он отметил, что «помимо традиционных направлений работы в области метрологии, стандартизации и контроля качества перед Росстандартом были поставлены новые задачи по поиску сбалансированных решений при реализации промышленной и экологической политики».
Ключевым результатом работы 2014 – 2015 годов является принятие Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации». Начата и продолжается работа по подготовке нормативных правовых актов, необходимых для его реализации. Докладчик отметил, что вступление закона в силу с 1 июля текущего года, а также действие законов «О федеральной контрактной системе» и «О закупках компаний с государственным участием» позволит не только модернизировать национальную систему стандартизации, используя передовые практики, но и запустить механизм широкого применения стандартов. Таким образом, законодательную основу деятельности по стандартизации можно считать в основном сформированной.
Деятельность Росстандарта в 2015 году также заключалась в реализации целого комплекса мероприятий, направленных на решение задач в области импортозамещения и развития отечественного производства, совершенствование контроля качества выпускаемой продукции и контрольно-надзорной деятельности, расширение развития сотрудничества с международными организациями, в том числе со странами-участницами БРИКС.
Среди ключевых тем доклада А.В.Абрамова – показатели и перспективные направления развития метрологии, совершенствование законодательства в области национальной стандартизации, работа над справочниками НДТ, субсидирование работ в области стандартизации, контрольно-надзорная деятельность, информатизация Росстандарта.
На заседании коллегии выступил Председатель Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Д.А.Пумпянский. В своем докладе он отметил, что «с момента создания Комитет РСПП тесно взаимодействует с Росстандартом. Причем, по всем параметрам это по-настоящему стратегическое партнерство.
В 2015 году Комитетомпроведено обсуждение 47 проектов нормативных правовых актов, органам власти передано более 250 экспертных заключений, большая часть которых связана с принятием закона «О стандартизации в Российской Федерации» и внесением изменений в смежное законодательство. Эта работа сегодня продолжается. Хотелось бы отметить, что с принятием закона о стандартизации фокус внимания с глобальных проблем и вопросов переходит на работу по настройке комплекса механизмов и инструментов для решения практических задач.
Мы приветствуем недавнее решение о создании механизма госзакупок и закупок компаний с государственным участием на основе национальных стандартов. Это абсолютно необходимо для наращивания доли отечественных товаров на внутреннем рынке.
Не менее важным вопросом теперь является выработка позиции бизнеса в переговорах по присоединению к Соглашению ВТО по правительственным закупкам. В перспективе это дает возможность доступа без барьеров на зарубежные рынки государственных закупок с объемом более полутора триллионов долларов США. При этом возникает риск избыточной конкуренции в сегментах российского рынка государственных закупок, сейчас закрытого для иностранного участия. Представляется, что здесь было бы целесообразно посмотреть на опыт переговоров по соглашению Росстандарта с СЕН/СЕНЕЛЕК, на которых мы использовали принципы соглашения ВТО по ТБТ», - считает Д.А.Пумпянский.
К сожалению, еще часто, как и десять лет назад, можно слышать мнение, что техническое регулирование и стандарты «мешают бизнесу и развитию предпринимательства». Думаю, что стандарты мешают тем, кто не хочет выполнять их требования и выпускать качественную и безопасную продукцию. По данным проверок Росстандарта, доля предприятий, допустивших нарушения требований стандартов, не снижается и составляет около 30%. Необходимо эту тенденцию изменять. Поэтому очень важной является та разъяснительная работа, которую Комитет РСПП ведет вместе с Росстандартом, Минпромторгом, Евразийской комиссией и рядом министерств и ведомств», - сказал Д.А.Пумпянский.
В своем выступлении он также остановился на вопросе распространения стандартов. «Доступ к стандартам должен быть только у добросовестных фирм, готовых оплачивать и использовать эти документы на легальной основе. В настоящее время Комитет РСПП обсуждает с Росстандартом создание эффективной системы их распространения», - сказал Председатель Комитета РСПП.
Еще одна проблема, которую поднял в своем выступлении Д.А.Пумпянский, касается субсидирования разработки стандартов за счет средств промышленности.
Очень хорошо, что Росстандартом создан механизм получения субсидий из федерального бюджета на разработку международных, межгосударственных и национальных стандартов, что позволяет предприятиям компенсировать часть затрат, связанных с работами по стандартизации. К сожалению, этот механизм сегодня довольно сложен и только небольшая часть затрат на разработку стандартов в результате возвращается. При этом одним разработчикам удается получить компенсацию, а другие по разным формальным причинам получают отказ».
Д.А.Пумпянский предложил внести изменения в систему субсидирования разработки стандартов, созданных за счет средств промышленности, чтобы применялся единый подход. Оплата расходов на экспертизу в институтах Росстандарта за счет средств федерального бюджета должна быть организована на равных условиях, по понятным правилам.
В заключение Д.А.Пумпянский поблагодарил руководство Росстандарта за активную поддержку и защиту интересов российской промышленности, конструктивное взаимодействие с профильным Комитетом РСПП.
Выступление Руководителя Федеральной службы по аккредитации С.В.Шипова было посвящено, прежде всего, анализу различных направлений сотрудничества Росстандарта и Росаккредитации. В частности, речь идет о совместной работе, направленной на признание российской системы аккредитации за рубежом. Одно из направлений взаимодействия – получение переводов методик прослеживаемости результатов измерений и наделение этих документов статусом документов по стандартизации.
Еще один важный блок совместной работы – контроль. Одной из основных задач Росаккредитации является наведение порядка на рынке оценки соответствия. За последние два года около 30% организаций, ранее аккредитованных различными органами исполнительной власти, ушли с этого рынка. Но работа продолжается. До конца года все организации, не подтвердившие свое соответствие новым требованиям, должны свою работу на этом рынке завершить.
Есть договоренность о формировании межведомственного плана по борьбе с недобросовестными аккредитованными организациями, а также с теми посредниками, которые нигде не аккредитованы, но, тем не менее, продолжают предлагать свои услуги по сертификации.
С.В.Шипов в своем выступлении также остановился на современных проблемах функционирования системы добровольной сертификации, отсутствии четких правил сертификации.
Генеральный директор Акционерного общества «Минерально-химическая компания «ЕвроХим» Д.С.Стрежнев в своем выступлении остановился на перспективах использования справочников НТД, отметив при этом, что промышленность активно включилась в их разработку.
По мнению докладчика, сегодня сохраняется ряд серьезных вопросов, без решения которых справочники НДТ, как и вся система регулирования на основе НДТ, работать не будут:
- какие изменения должны произойти в действующем экологическом и санитарном законодательстве для обеспечения перехода на технологическое нормирование на основе НДТ (в т.ч. и с учетом опыта стран ОЭСР)?
- как будут учитываться технологические показатели НДТ при установлении новых нормативов допустимых выбросов/сбросов? Сохранится ли прежнее жесткое нормирование на основе ПДК?
- каким образом будут применяться справочники НДТ при выдаче новых комплексных экологических разрешений для конкретных предприятий?
- как будут синхронизированы между собой справочники НДТ, общее число которых сейчас равняется 51?
- какие меры государственной поддержки будут предусмотрены для перехода промышленности на НДТ?
Д.С.Стрежнев также дал анализ недостатков действующего экологического законодательства, препятствующих переходу промышленности на НДТ. Он сообщил, что Комитетом РСПП по экологии и природопользованию подготовлены предложения по внесению изменений в действующее законодательство в связи с переходом на регулирование на основе НДТ, выразил надежду, что эти предложения будут учтены.
На заседании коллегии также выступили помощник Председателя Правительства РФ Г.Г.Онищенко, член Общественной палаты РФ В.А. Слепак, депутат Государственной Думы ФС РФ В.И Лысаков, председатель Общественного совета при Росстандарте П.Б. Шелищ.
Завершилось заседание коллегии церемонией награждения дипломантов Премии Правительства Российской Федерации в области качества 2015 года.
Тезисы выступления Пумпянского Д.А. на Коллегии Росстандарта 26.05.2016 г.